Администрация города Тюмени. ОФИЦИАЛЬНЫЙ ПОРТАЛ


13.05.2015 О надзоре за применением принципов ХАССП

В связи с участившимися случаями направления в адрес предпринимателей от различных коммерческих структур предложений по внедрению принципов ХАССП «по оформлению сертификата и всего пакета необходимой документации в кратчайшие сроки и за минимальную стоимость» Управление Роспотребнадзора по Тюменской разъясняет следующее.

Объектами технического регулирования технического регламента Таможенного союза «О безопасности пищевой продукции» (ТР ТС 021/2011) являются пищевая продукция и связанные с требованиями к пищевой продукции процессы производства (изготовления), хранения, перевозки (транспортирования), реализации и утилизации.

Частью 2 статьи 10 технического регламента Таможенного союза «О безопасности пищевой продукции» установлена обязанностьизготовителя пищевой продукции по разработке, внедрению и поддержанию процедур, основанных на принципах ХАССП (в английской транскрипции НАССР – HazardAnalysisandCriticalControlPoints – анализ рисков и критические контрольные точки).

Таким образом, вышеназванным техническим регламентом предусмотрена обязанность исключительно изготовителя пищевой продукции обеспечить у себя наличие и функционирование процедур, основанных на принципах ХАССП.

В свою очередь, статья 14.43 Кодекса Российской Федерации об административной ответственности предусматривает дифференцированную ответственность за нарушение требований технических регламентов, в том числе указанного выше.

Указанная статья имеет несколько составов административных правонарушений, в том числе:

  • нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов. Влечет ответственность в виде штрафа для индивидуальных предпринимателей от двадцати до тридцати тысяч рублей, для юридических лиц от ста тысяч до трехсот тысяч рублей;
  • нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов повлекшее причинение вреда жизни или здоровью граждан, либо создавшие угрозу причинения вреда жизни или здоровью граждан. Влечет ответственность в виде штрафа для индивидуальных предпринимателей от тридцати до сорока тысяч рублей с конфискацией предмета административного правонарушения, для юридических лиц от трехсот тысяч до шестисот тысяч рублей с конфискацией предмета административного правонарушения;
  • повторное нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов повлекшее причинение вреда жизни или здоровью граждан, либо создавшие угрозу причинения вреда жизни или здоровью граждан. Влечет ответственность в виде штрафа для индивидуальных предпринимателей от сорока до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией предмета административного правонарушения либо административное приостановление деятельности на срок до 90 суток с конфискацией предмета административного правонарушения, для юридических лиц от семисот тысяч до одного миллиона рублей с конфискацией предмета административного правонарушения либо административное приостановление деятельности на срок до 90 суток с конфискацией предмета административного правонарушения.

Таким образом, в отношении изготовителя пищевой продукции за нарушение ч. 2 ст. 10 технического регламента Таможенного союза «О безопасности пищевой продукции», установленное в ходе контрольно-надзорных мероприятий, могут быть применены меры административного воздействия, при этом размер штрафа определяется в зависимости от фактических обстоятельств дела, таких как причинение вреда жизни или здоровью граждан, либо угроза причинения вреда жизни или здоровью граждан.

Стоит отметить, что вышеназванным техническим регламентом не предусмотрена обязательная сертификация систем менеджмента качества и безопасности, в том числе основанных на принципах ХАССП. Отсутствие сертификата в системе управления качеством на основе принципов ХАССП на предприятии – изготовителе пищевой продукции не является нарушением требований действующих технических регламентов Таможенного союза и, как следствие, не влечет за собой административной ответственности в рамках Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В соответствии с изменениями в Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», а также в Федеральный закон от 02.01.2000 года № 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов» при организации и проведении мероприятий по государственному надзору в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов, материалов и изделий предварительное уведомление юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, осуществляющих производство пищевой продукции, и (или) оборот пищевой продукции, и (или) оказание услуг общественного питания, о начале проведения внеплановой выездной проверки не требуется».

В то же время, основания для проведения внеплановых выездных проверок юридических лиц или индивидуальных предпринимателей не изменились и внеплановые проверки по ним проводятся строго в тех пределах, которые обозначены в соответствующем документе, являющимся основанием для проведения проверки.

По информации Управления Роспотребнадзора по Тюменской области


назад


 
Время выполнения скрипта: 0,1617, запросов к базе: 7
ваш ip: 18.204.56.104