Администрация города Тюмени. ОФИЦИАЛЬНЫЙ ПОРТАЛ


На главную Новости Новости Общество Общество

03.05.2019 09:29

#тюменьпобеда Поезд-баня отправляется к линии фронта

     Больше трех десятков лет у ДК «Железнодорожник» стоит паровоз-памятник.  Он напоминает знаменитый тюменский поезд-баню,  

который в феврале1942 года после небольшого митинга, отправился к линии фронта во главе с машинистом-добровольцем Иваном Садаковым.

     38-й бандезпоезд (БДП), состоящий из 10 вагонов, построили за 25 дней на деньги наших земляков. Трудящиеся собрали 100 тысяч рублей:  отчисляли часть своего заработка, организовывали воскресники, работали во внеурочное время.

    За час в поезде-бане могло помыться 100 человек. За годы войны через парилку и помывочные вагоны прошло около миллиона военнослужащих переднего края обороны и даже военнопленные.

     Паровоз снабжал паром весь состав. Четырехосная цистерна подавала горячую воду. В вагонах поезда были парильня, душевая, раздевальня, дезокамера, вагон-одевальня с парикмахерской. В культурной обстановке вагона-клуба бойцы могли отдохнуть после бани. ДОК «Красный Октябрь» поставил для поезда банную мебель, артель «Бытовик» передал два парикмахерских набора, овчинно-шубный завод им. Кирова обеспечил теплые переходы из вагона в вагон, мясокомбинат сварил две тонны хозяйственного мыла, горожане собрали 500 комплектов нижнего белья, тысячу книг, пианино, два баяна, комплект струнных инструментов.

     Санитарка поезда-бани Валентина Молодкина вспоминала: «С марта по октябрь 1942 года  38-й БДП  маневрировал в прифронтовой полосе 16-й армии, которой командовал генерал-майор Рокоссовский.  Время было трудное – работали круглосуточно. Солдаты по нескольку месяцев не выходили из боя, не мылись, не меняли одежду. Мы боролись со вшами, «прожаривали» обмундирование обмывали бойцов и маршевое поступление.  Наши парикмахеры стригли им головы «под Котовского» – наголо.  Мы, санитарки, помогали, прямо у вагонов, на снегу. Пока их одежда и белье «жарились» в дизкамере. Помню, как брила одного пожилого солдата, по возрасту ровесника моего отца, и нечаянно поранила щеку.  Стала оправдываться неопытностью, а он меня дочкой назвал и ничуть не обиделся. .. Почему-то никто из нас не болел, хотя приходилось постоянно выбегать на мороз, а потом возвращаться в дезкамеру, где температура была очень высокой».

      Из книги Александра Петрушина «Тюмень без секретов или как пройти на улицу Павлика Морозова»: «В марте 1942 года, когда на станции Угрешская  Константин Рокоссовский   подписывал итоговый документ о действиях войск, рядом с путями, где стоял штабной вагон, разорвалась бомба –  осколок попал генералу в спину. Ранение было тяжелым, с обильным кровотечением. Пока ждали отправленный за ним из Москвы санитарный самолет, раненого генерала перенесли в рядом стоящий поезд-баню и переодели. Уже дышащий с трудом Константин Рокоссовский пообещал еще попариться в этой бане на колесах».  

      Ему и его штабу, это удалось сделать после разгрома группировки Паулюса, в феврале 1943-го.  Рокоссовский  также дал команду помыть, постричь и побрить сдавшихся фельдмаршала и его генералов.  Такого поезда, прибывшего из Тюмени через Москву в Сталинград в 6-й немецкой армии, не было.

Тюменский поезд прошел по многим фронтам через Москву, Бородино, Тулу, Сталинград, Елецк, Брянск, Брест, Минск, Прагу, Варшаву, Фюрстенвальде и дальше до Берлина . Его  расформировали на основании директивы Генерального штаба Красной армии № 88222 от 17.11.1945. Специализированные вагоны не уцелели.

При подготовке использованы материалы книги А. Петрушина «Тюмень без секретов или как пройти на улицу Павлика Морозова», портала «Город Т»

#тюменьнашдом #тюменьпобеда #ураветераны

 

вернуться

 
Время выполнения скрипта: 396338830,8027, запросов к базе: 9
ваш ip: 18.209.104.7