Администрация города Тюмени. ОФИЦИАЛЬНЫЙ ПОРТАЛ


На главную Новости Новости Общество Общество

29.04.2019 17:58

#тюменьпобеда Тюменские школы в годы Великой Отечественной войны

Военная обстановка изменила облик всех сфер жизни советского общества, в том числе и школьного образования. Школы Тюмени в годы Великой Отечественной войны играли огромную и важную роль в жизни горожан. Помимо основных обязанностей – обучения детей, они взяли на себя и часть функций родителей, занятых на фронте и производстве. Выполняли политико-просветительскую работу всего населения, являлись организаторами общественно-полезных работ, досуга и культурно-оздоровительного отдыха детей.

Несмотря на сложную обстановку в стране, тюменские школы организовали бесперебойную работу и всеобщее обязательное обучение. В нашем городе работало 16 образовательных учреждений, в них обучалось более 10 000 детей. В связи с тем, что часть зданий были переданы под госпитали, а число эвакуированных детей увеличилось, школы в начале войны работали в три смены.

В то же время была острая нехватка педагогических кадров, ведь многие учителя и директора школ были мобилизованы на фронт. Для подготовки новых педагогов проводились 7–8-месячные курсы.

Как и до войны, обучение с 1 по 7 класс было бесплатным, а с 8 по 10 класс – по 150 рублей в год. Однако существовали льготные категории учащихся, которые освобождались от оплаты.  

В образовательную программу была включена военно-физическая подготовка как учебный предмет. Военное дело преподавалось во всех классах, но наибольшее вниманию ему уделялось в 9-10 классах. Летом школьников вывозили на кустовые лагерные сборы, чтобы усовершенствовать топографическую, тактическую и огневую подготовку. Даже устраивались соревнования между учащимися на лучшую стрельбу и гранатометание.

Также в школьную программу был введен еще один учебный предмет – сельхозобразование. Ребята самостоятельно выращивали овощи для школьных столовых на земельных участках, закрепленных за школами.

Несмотря на все тяготы войны, предпринимались меры по улучшению качества обучения. Именно в это время закладываются основные традиции современного образования.

Так, в 1944 году была введена цифровая пятибалльная система оценивания успеваемости. До этого ставились словесные оценки (отлично, хорошо и т.д.).

В это же время утверждено положение «Об экзаменах на аттестат зрелости». Для награждения выпускников, показавших при сдаче экзамена выдающиеся успехи, вручалась золотая или серебряная медаль.

Помимо образовательных функций, школы ставили перед собой и немаловажные воспитательные задачи. Для многих детей, чьи родители ушли на фронт или трудились на производстве, учителя стали вторыми мамами.

Во внеклассной воспитательной работе большое место занимала политинформация, которая проводилась два раза в неделю. Лучшими в этом всегда считались школы №№ 21, 25 и 26. Часто проводились вечера встреч с фронтовиками, на которых они рассказывали о прошедших боях.

К помощи в воспитании, по возможности, привлекались родители. Создавались родительские комитеты и активы. Тюменскими педагогами был организован специальный родительский университет, который оказывал помощь в воспитании детей, давал ответы на наиболее волнующие вопросы.

В годы войны возникают разнообразные формы внеурочной работы, организовываются кружки по направлениям: военно-спортивное, техническое, художественно-эстетическое и общественно-полезное.  Организация деятельности учащихся в каникулярное время возлагалась также на педагогов. Существенным событием стало открытие Дома пионеров, которое состоялось 1 мая в 1944 году.

Но все же наиболее важное место во внешкольной работе занимали общественно-полезный труд и помощь фронту.

 

 

Информация составлена на основе материалов книги О.Н. Бей «Тюменские школы в годы Великой Отечественной войны»

 

#тюменьнашдом #тюменьпобеда #ураветераны 

 

вернуться

 
Время выполнения скрипта: 417877684,9483, запросов к базе: 9
ваш ip: 3.235.77.252