Администрация города Тюмени. ОФИЦИАЛЬНЫЙ ПОРТАЛ


На главную Новости Новости Общество Общество

23.02.2019 10:42

Умный город: застывший подвиг!

23 февраля в России отмечается День защитника Отечества.

В наши мирные дни с этим праздником по традиции принято поздравлять всех мужчин. Однако особые слова благодарности и поздравления все же должны звучать в адрес тех, кто и сейчас стоит на страже мира и в любую минуту готов отдать свою жизнь за Родину. 

Многие тюменцы в этот день возлагают цветы к памятникам и вспоминают героические подвиги наших земляков.

На улице Первомайской, возле ДК «Железнодорожник», замер навеки красавец паровоз. Большинство тюменцев настолько привыкли к этому памятнику, что перестали его замечать. А ведь было время, когда эта машина вызывала всеобщее восхищение своей необычайной мощью, намного опережая европейских конкурентов.

Наш герой ТюмТюмыч всегда досконально изучает, как работают системы, ему интересно покопаться в теме.   

Что мы знаем о нашем паровозе-памятнике ФД 21-3031?

Эта серия (21) была запущена в производство со второй половины 1940 года и отличалась  усовершенствованным  пароперегревателем.

Стандартный экипаж паровоза состоял из трёх человек: машиниста, кочегара и его помощника. Причём кочегар, вопреки расхожим представлениям, не орудовал лопатой, а лишь «хлопал», то есть открывал и закрывал «бабочку» шуровочного окна. Бросать уголь в топку входило в обязанности помощника кочегара. При этом порции нужно было строго дозировать, распределяя уголь по решётке аккуратно, без горок.

С героем дня связана знаменательная история! В годы войны наши земляки – рабочие железнодорожного депо собрали и отправили на фронт поезд-баню. Необычный поезд был создан за двадцать пять дней благодаря собранным тюменцами деньгам. Он состоял из десяти вагонов и был рассчитан на посещение как минимум ста человек в час.

Комиссаром поезда-бани в то время был назначен Семен Пацко. Его именем и назван сквер, примыкающий к Дому культуры «Железнодорожник».  

В комплектовании поезда принимали участие все тюменцы. Мясокомбинат сварил тонну хозяйственного мыла, горожане собрали 500 комплектов нижнего белья, тысячу книг, пианино, два баяна, комплект струнных инструментов. Артель «Бытовик» передала два парикмахерских набора. Деревообрабатывающий комбинат имени Ленина (впоследствии переименованный в ДОК «Красный Октябрь») изготовил и поставил всю банную мебель. Овчинно-шубный завод имени Кирова сделал теплые переходы из вагона в вагон...

Помимо паровоза состав насчитывал 10 вагонов: вагон – цистерна с водой, вагон-парильня, душевая, вагон-раздевалка, дезинфекционная камера, склад. Более того, сюда входило клубное помещение, где можно было разнообразно провести досуг: отдохнуть, почитать, поиграть на музыкальных инструментах.

Февраль 1942 года стал знаковым событием: после небольшого митинга поезд-баню отправили к линии фронта во главе с машинистом-добровольцем Иваном Садаковым.

В том же году при бомбежке в Кубинке, где стоял состав, был тяжело ранен генерал-лейтенант Константин Рокоссовский. И, пока ждали специально посланный из Москвы самолет, его перенесли в один из вагонов поезда. Когда генерала провожали, он пообещал персоналу еще попариться в этой бане на колесах.

Рокоссовский сдержал свое слово. В декабре 1942 года, когда закончился разгром группировки Паулюса, он приехал «в баню» со своим штабом, а после, проявив акт милосердия, дал команду помыть и попарить немецкого фельдмаршала и его генералов.

Через легендарную тюменскую баню на колесах, по официальным источникам, прошло около миллиона военнослужащих переднего края обороны, а также пополнения и военнопленных. История и судьба этого состава по праву считается уникальной не только для Тюмени, но и для всей страны.

Видеоролик по ссылке

Для подготовки публикации использована информация с сайта https://gorod-t.info/culture/istoriya/405/

вернуться

 
Время выполнения скрипта: 398837890,749, запросов к базе: 9
ваш ip: 35.175.200.4