Администрация города Тюмени. ОФИЦИАЛЬНЫЙ ПОРТАЛ


На главную Новости Новости Общество Общество

27.09.2018 14:21

К 100-летию Михаила Базовкина!

26 августа, в день 100-летия легендарного летчика и фронтовика Михаила Сергеевича Базовкина, состоялась презентация книги с его воспоминаниями. В администрации Тюмени собрались ветераны, авиаторы, которые начинали свою трудовую деятельность под руководством Михаила Сергеевича. Среди них командир Ил-76 Юрий Иванович Мальцев, командир Ил-76, который в свое время летал в Афганистан и Чернобыль, Александр Алексеевич Сазанов, заместитель командира эскадрильи Ту-154 Виктор Александрович Пасынкеев и другие. В издании книги помогли Тюменское центральное агентство воздушных сообщений, региональный благотворительный фонд «Ветеран Нефтегазстроя», Тюменский городской совет ветеранов, независимый профсоюз работников Общества группы «ЮТэйр», Совет ветеранов Тюменского отделения ПАО «Авиакомпании ЮТэйр».

- Он мечтал дожить до 100 лет, а ушел в 96… Получилось, что мечта осуществилась, ведь пока читают эту книгу «Воспоминания Михаила Сергеевича Базовкина», будут вспоминать и о моем отце, – обратилась к присутствующим дочь и составитель книги Лариса Михайловна Гиацинтова.

   Лариса Гиацинтова составляла книгу два года. Она выверяла хронологию описанных отцом событий, сопоставляла факты.

- Книга основана на документах, которые подтверждают каждое его слово. Если он говорит, что совершил 400 боевых вылетов, то это подтверждает его летная книжка. Если он говорит, что был в партизанском отряде, то это подтверждает документ. В книге собраны фотографии из личных альбомов, различные документы из архивов Тулы и Тульской области. Папа родом из тех мест. Особенно много занимался изучением архивных документов племянник Андрей Базовкин. Он кандидат математических наук и с математической точностью исследовал архив за архивом, нашел очень много родственников. Мы составили семейное древо до седьмого колена, начиная с 1817 года, – рассказала Лариса Михайловна.

Михаил Сергеевич вырос в большой крестьянской семье, в глубинке. Его дед и отец ремонтировали телеги, дома, а зимой выезжали на заработки в город. Он с детства был приучен к тяжелому сельскому труду.

- Михаил Сергеевич мечтал стать врачом, но, когда приехал поступать в Ленинград, для него главным было получить общежитие. Его он получил, поступив на фабрично-заводское обучение и начав работать на заводе «Красный треугольник», – рассказал о биографии летчика председатель городского совета ветеранов Герман Смирнов.

В середине 30-х годов все увлекались небом. Вот и Михаил Базовкин сначала поступил в аэроклуб, а затем стал курсантом летного отделения Балашовского авиаучилища гражданского воздушного флота. С 1939 он начал летать в Северо-Казахстанском управлении гражданской авиации. В 1940 стал пилотом-инструктором учебной эскадрильи Западно-Сибирского управления гражданского воздушного флота города Барабинска. В 1941-м его приняли в члены КПСС, он познакомился со своей женой Ниной Николаевной Борисовой, – рассказал Герман Борисович.

А потом началась война, Михаил Сергеевич решил сыграть свадьбу после Победы, словно был уверен в ней заранее, и подал рапорт с просьбой направить его на фронт. Ему отказали, так как пилот-инструктор 75-й учебной авиаэскадрильи гражданского воздушного флота должен был готовить к полетам молодых летчиков.

На оборону Ленинграда, на Волховский фронт, в 7-й ночной бомбардировочный авиаотряд Михаила Сергеевича направили в 1942 году.

- Пилоты, летали на У-2 под покровом ночи, в жестких условиях подбирали площадки для посадки, чтобы доставить партизанам вооружение, продовольствие. Наши летчики появлялись ночью и бомбили фашистов, которые очень не любили эти самолеты и называли их «рус фанер», – рассказал Герман Смирнов.

В один из таких вылетов Михаил Базовкин был ранен в голову, его спасли в партизанском отряде, где он продолжил воевать. В тяжелейших зимних условиях, голодные и оборванные, бойцы отряда вышли из окружения. Базовкин снова бил врага.

- Я вчитывалась в каждую строчку книги «Воспоминания Михаила Сергеевича Базовкина». Лариса Михайловна выстроила все факты в стройную систему. У меня, наверное, чисто женское восприятие. Для меня Михаил Сергеевич – красивый, настоящий мужчина, о котором мечтают женщины. Это человек, который не мог предать. Начинаешь читать про детство и восхищаешься! Он очень любил своих родных: слепую бабушку Евдокию Евтеевну, которую сам кормил с ложки. Она когда-то указала ему дорогу в небо, говоря, «что на самолетах летают сильные и смелые люди». Про маму, которая в голодные годы таскала на себе по три пуда муки, про деда который заменил ему отца…

...Он скрыл, что ранен в голову и продолжил летать! На войне был такой случай, когда ему пришлось посадить поврежденный самолет на опушку леса и около трех часов с больной ногой ползти по снегу в лесу. Это удивительный человек! «Надо выиграть этот бой!», – сказал он себе уже в мирное время, когда добивался строительства посадочных площадок в Тюменской области. Он умел добиваться решения проблемы. Для детей это открытый урок человечности, настойчивости и пример настоящего человека, – поделилась журналист газеты «Тюменские известия» Наталья Тереб.

Этот замечательный рассказ о своем прадеде с гордостью слушали Анна, Анастасия и Иван Гиацинтовы. Бабушка Лариса Михайловна наверняка уже делилась с ними своими яркими воспоминаниями детства:

- Когда папа уезжал в командировку, у нас начиналась генеральная уборка, мы наводили блеск. И когда папа приезжал, особенно перед Новым годом, заходил такой большой в летной куртке и унтах с ёлкой до потолка, для меня это была сказка!

Правнуки знают и о том, что семья Базовкиных переехала в Тюмень в 1951 году, когда Михаила Сергеевича после окончания партийной школы Политуправления ГВФ назначили заместителем командира отряда Тюменской авиагруппы по политчасти. Затем он работал пилотом, командиром авиаэскадрильи самолетов Як-12 . В летной книжке капитана гражданской авиации Михаила Базовкина есть запись о том, что на самолетах По-2, Як-12 он налетал 7 541 час 2 минуты, в том числе 608 часов 7 минут – ночью. Общая протяженность его полетов составила 975 677 км. Выйдя на пенсию, Михаил Сергеевич развивал в Тюмени Центральное агентство воздушных сообщений. Он всегда был на передовой!

Пока книга о героическом летчике вышла ограниченным тиражом 150 экземпляров. Лариса Михайловна очень надеется на получение гранта для издания нового тиража, чтобы воспоминания её отца могли прочитать не только бывшие коллеги, но и тюменская молодежь, читатели городских библиотек.

Пресс-служба администрации города Тюмени

Тюменьнашдом #ураветеран

Фоторепортаж https://vk.com/album-75524445_256772546

 

 

 

вернуться

 
Время выполнения скрипта: 432846837,649, запросов к базе: 9
ваш ip: 54.237.183.249