Администрация города Тюмени. ОФИЦИАЛЬНЫЙ ПОРТАЛ


  • Власть Город Тюмень Экономика и финансы Общество Информация Архив новостей Отправить письмо Поиск по сайту Карта сайта    
На главную Информация Информация Выступления и заявления Выступления и заявления Послания Губернатора Тюменской области Послания Губернатора Тюменской области Послание Губернатора Тюменской области В.В. Якушева областной Думе «О положении дел в Тюменской области» 2011 год Послание Губернатора Тюменской области В.В. Якушева областной Думе «О положении дел в Тюменской области» 2011 год

Послание Губернатора Тюменской области В.В. Якушева областной Думе «О положении дел в Тюменской области» 2011 год

Послание Губернатора Тюменской области В.В. Якушева областной Думе «О положении дел в Тюменской области» 2011 год

Уважаемые депутаты Тюменской областной Думы!
Уважаемые почетные граждане, представители органов власти, науки, культуры, деловых кругов, местного самоуправления!
Дорогие тюменцы!

Ситуация, в которой я выступаю с очередным губернаторским посланием, носит совершенно особый характер и налагает на нас всех особую ответственность. Предстоящие уже в декабре выборы в Государственную Думу Российской Федерации, а затем и президентские выборы откроют новый политический этап жизни нашей страны и нашей области. Я уверен, что большинство тюменцев уже приняли решение, как распорядиться своим голосом, – решение взвешенное и мудрое, подготовленное всем нашим опытом совместного преодоления трудностей и покорения новых высот. И все-таки я хочу призвать вас еще раз задуматься о смысле предстоящих событий.

Выборы – это высший акт политической конкуренции, возможный в условиях демократии. А конкуренция в точном значении слова, та конкуренция, которую с полным основанием принято считать «двигателем прогресса», – это вовсе не любая схватка за власть, богатство и другие ресурсы. Как подчеркнул Президент Российской Федерации Д. А. Медведев, «есть конкуренция, которая помогает, а есть конкуренция, которая ведет в тупик». Вы знаете, что совсем недавно, на съезде партии «Единая Россия», эти его слова были подтверждены делом. Действительно, конкуренция – не синоним «войны всех против всех», в которой проигрывают все ее участники. Подлинная конкуренция – это соревнование идей, соревнование образов мысли и действия, обеспечивающее отбор наиболее продуктивных решений. И тогда, в конечном счете, в выигрыше остаются все. Такая конкуренция возможна, когда соревнующиеся объединены общими ценностями, общим стремлением обеспечить лучшую жизнь, справедливый порядок и благоденствие своему народу. В такой атмосфере и должны пройти предстоящие выборы. 

Однако этот взгляд на конкуренцию имеет не только политическое измерение. Полагаю, что именно слово «конкуренция» – ключевое и для верного понимания сути многих наших проблем, и для их решения. Мировой опыт однозначно свидетельствует: именно страны, государства, регионы и города, сумевшие создать продуктивную конкурентную среду, дальше всех продвинулись по пути модернизации и добились подлинного успеха. Просто потому, что такая конкуренция обеспечивает и конкурентоспособность. Промышленные, сельскохозяйственные, интеллектуальные, культурные продукты, социальные и управленческие технологии, созданные в развитой конкурентной среде, окажутся конкурентоспособны и на любых внешних рынках – как в национальном, так и в глобальном масштабе.

Взаимосвязанным темам тюменской конкурентоспособности и конкурентной среды Тюменской области я намерен посвятить свое сегодняшнее послание. Хочу сразу предупредить – этот разговор не всем будет приятен. Но необходимость его назрела.

Как выглядит конкурентоспособность Тюменской области на общероссийском фоне? Вроде бы неплохо. По крайней мере, мы привыкли так думать, и не без оснований. Наша экономика продемонстрировала и устойчивость к кризисным явлениям, и способность к быстрому восстановлению – региональный валовый продукт с 2007 по 2010 год почти удвоился. Динамика промышленного производства устойчиво положительная, возводятся новые крупные объекты, революционным образом меняющие облик и профиль областного хозяйства. С каждым годом набирает новые обороты наш аграрный комплекс. Не могу не упомянуть о только что собранном рекордном урожае зерновых, по предварительным оценкам около 29 центнеров с гектара – такого не было никогда – ни в постсоветские, ни в советские годы. Тюменский семенной картофель закупают и регионы юга России, и Белоруссия – это ли не показатель конкурентоспособности? Хорошо наполненный доходами областной бюджет работает и как инструмент развития, и как прочная гарантия социальной защищенности граждан. По объемам жилищного строительства на душу населения мы занимаем сейчас 3-е место по России, и они вдвое выше средних по стране. Относительно низок уровень безработицы, относительно высоки доходы населения (хотя, конечно, в этом вопросе полного довольства нет и быть не может). Есть неоспоримые успехи в обеспечении должного качества жизни: нашим новым медицинским учреждениям, спортивным объектам, библиотекам завидуют не только многие соседи, но и жители столиц. По всем этим причинам Тюменская область регулярно занимает места в верхней части всевозможных рейтингов. Так, по августовским данным мониторинга бизнес-активности в российской промышленности, осуществляемого «Деловой Россией», предпринимательский климат нашего региона – один из наиболее благоприятных в стране. А в недавно проведенном «Опорой России» расчете индекса условий для развития малого и среднего бизнеса Тюмень заняла 14-е место, в том числе 10-е – по наличию и качеству людских ресурсов. Самое радостное – продолжается рост рождаемости, и нами уже превышены средние уровни как по Уральскому федеральному округу, так и по России в целом. Социологами зафиксировано, что уехать в другой регион хотело бы не более 3 процентов жителей области, а полностью или частично удовлетворено условиями жизни в ней около трех четвертей населения.

Так что - высшая степень совершенства достигнута, и мы можем не тревожиться о будущем? Категорически скажу: «Нет!».

Самоуспокоенность, инертность, проникшая и в наш управленческий аппарат, и в наш политический класс в целом, – опаснейшая болезнь, с которой мы будем бороться беспощадно. Да, для некоторых депрессивных регионов состояние Тюменской области может казаться пределом мечтаний. Но не для нас самих. Мы способны на гораздо большее; и мы должны ставить планку задач на достойной высоте, а не на уровне колена.

Прежде всего, несмотря на исключительное обилие всевозможных планов, программ и тому подобных документов, они пока не сложились в целостную стратегию развития нашей области, отвечающую самым высоким мировым стандартам и требованиям. В такую стратегию, о которой говорил один из участников проекта «Губернаторские чтения» академик Квинт, – в стратегию, предусматривающую всесторонний анализ конкурентной среды, четкое определение своих конкурентных преимуществ и обоснование путей их реализации. Весь наш комплекс стратегических разработок должен быть подвергнут системному реинжинирингу, то есть пересмотру и обновлению в едином концептуальном ключе. Каждый департамент Правительства, курирующий ту или иную отрасль, должен заново задаться вопросом: каков предполагаемый конечный пункт нашего движения? Кем будут востребованы наши товары и услуги? На какие рынки мы должны прийти и что предложить потенциальному потребителю? Основы маркетинга состоят в том, что думать о сбыте надо не в конце, а в начале любого производственного цикла. Этот подход может и должен быть распространен не только на отдельные бизнес-процессы, но и на стратегическое планирование в целом.

То же относится и к органам местного самоуправления. Несколько лет назад в районах началась ценная работа по выявлению «точек роста». Этой работе надо придать дополнительный импульс. Составить своеобразные карты конкурентных преимуществ – как реально действующий инструмент создания новых рабочих мест, управления инвестиционными потоками, деловой активностью, социальным развитием территории – в режиме реального времени. В таких картах должны найти отражение новые «коридоры возможностей» и для промышленности, и для сельского хозяйства, и для туризма, и для приграничного сотрудничества.

Эта работа потребует энергичных усилий всех подразделений и уровней нашего управленческого аппарата. В нее обязан включиться весь интеллектуальный потенциал области. Кроме того, для углубленной проработки отдельных стратегических направлений, а также для интеграции модульных элементов стратегии в единое целое я намерен сформировать Группу стратегического планирования при Губернаторе Тюменской области – гибкую структуру, включающую лучших специалистов областного и муниципального уровней власти, представителей территориальных органов федеральной исполнительной власти, отраслевых профессионалов, публичных политиков (в том числе тех, кто по итогам выборов будет представлять наш регион в Государственной Думе), предпринимателей, ученых. В состав Группы обязательно войдут и те новые общественные силы и гражданские активисты, выявить которых помогли недавние праймериз. Если понадобятся внешние эксперты, они тоже будут привлечены. Но основная тяжесть и основная ответственность должна лечь на наши плечи – за нас этого никто не сделает.

Поручаю своему аппарату подготовить – в режиме плотных консультаций со всеми потенциально заинтересованными партнерами – и до конца года представить мне предложения по персоналиям и структуре будущей Группы, регламенту и плану ее работы.

Подчеркну: речь не о том, чтобы создать очередной совещательный орган. Глубина действий Группы – от выдвижения идеи и ее экспертной оценки до подготовленного к реализации проекта и соответствующего административного решения. Группа объединит наиболее креативные элементы разных политических, социальных и экономических страт области, станет постоянно действующим каналом прямой и обратной связи с обществом.

Пока же поделюсь своими личными представлениями о том, над чем нам предстоит работать с максимальной интенсивностью, – и о наиболее важных направлениях нашего развития, и о тех «узких местах», к расшиванию которых надо приступать безотлагательно. Однако сразу хочу оговорить – это не закрытый список, и не надо думать, что мы должны сосредоточиться на узком круге задач, забыв обо всех остальных векторах. Область не должна попасть в зависимость от небольшого числа производств и рынков.  Диверсифицированный характер тюменской экономики (в отличие от многих других регионов, еще только стремящихся к подобному состоянию) – наша сильная сторона, и мы должны его сохранять и поддерживать.

Итак, первое. Естественно, это, прежде всего, горизонты развития весьма перспективной для нас отрасли – добычи и глубокой переработки углеводородного сырья. Речь идет и об Увате, и об Антипинском нефтеперерабатывающем заводе. Специально выделю в качестве направления «главного удара» – план создания особой экономической зоны в Тобольске. Все еще неиспользованные ресурсы для реализации этого плана должны быть экстренно подтянуты и мобилизованы. Мы имеем прекрасный шанс сформировать целый кластер разнопрофильных нефтегазохимических производств глубокой переработки, которые дадут нам не только сотни и тысячи новых рабочих мест. К моменту выхода кластера на полную мощность и завершения  срока налоговых освобождений, то есть к 2017−2020 годам, генерируемые им доходы могут практически сравняться с доходами региона от добычи нефти. Этот шанс не должен быть упущен.

Второе. Как бы хорошо ни обстояли дела в нашем сельском хозяйстве, нам нужно всерьез задуматься о путях его дальнейшего развития. О том, как обеспечить не только количественный рост, но и качественные, структурные сдвиги. Именно с модернизацией агропрома связывают многие эксперты надежду России занять в будущем более выгодное место в мировом разделении труда. Тут есть наше огромное конкурентное преимущество, и его надо развивать уже сейчас. Главная цель – создание в области замкнутого цикла производства максимальной добавленной стоимости. Не гнаться за площадями, за валовым сбором фуражного зерна, которое все равно не находит спроса, а совершенствовать структуру посевов и развивать переработку, не отпуская ее в соседние регионы, как это происходит сейчас. Не тащить прямо с полей на прилавок картофельную и овощную разносортицу, а опять же сосредоточиться на производстве глубоко переработанной или хотя бы рассортированной, расфасованной, да просто чистой продукции, платежеспособный спрос на которую уже есть и будет только расти. Не ограничиваться неоспоримыми успехами в молочном животноводстве, а продолжать продвижение в более сложном, но и более выгодном мясном направлении, не забывая о поставленной задаче – стать уже в следующем году общероссийским репродукционным центром соответствующего профиля. Да и вообще, один из наших стратегических ориентиров – создание инновационных агропромышленных комплексов. Кстати, огромные возможности для такой работы есть и в нашем рыбном хозяйстве, открывающем колоссальные перспективы для дальновидных инвесторов, особенно в плане организации производств полного цикла. Тюменская рыба имеет все шансы стать региональным брендом, известным и востребованным в масштабах всей страны.

Третье. Наша лесная отрасль – еще одно явное конкурентное преимущество Тюмени, пока используемое в очень малой степени. Достаточно сказать, что мы добываем лишь четвертую часть от тех объемов древесины, на которые – в полном соответствии с Лесным кодексом и экологическими требованиями – имеем право, а перерабатываем в продукцию с высокой добавленной стоимостью и того меньше. И дело тут не в спаде строительного сектора как основного потребителя деревообработки, не в сокращении покупательной способности населения, а в примитивности того предложения, которое мы делаем рынку – и мировому, и российскому, и областному. Пиломатериалы, фанера, ДСП, ЦСП – все это низкомаржинальная продукция. Образцовую рыночную стратегию избрала, например, мебельная фабрика «Заречье» – с ее программой технического перевооружения, технологической оптимизации, перехода к самостоятельному производству мебельных фасадов на импортном оборудовании. Но, во-первых, такие решения не должны оставаться единичными, аналогичным образом обязаны действовать и другие предприятия отрасли. Во-вторых, и этот инвестиционный проект сталкивается в своей реализации с абсолютно неоправданными затруднениями – никак не удается обеспечить подведение коммуникаций к новой производственной площадке. Так можно задушить любое благое начинание!

Четвертое. Приведенный пример требует обратиться к более широкой проблеме, которая, как я полагаю, должна стать еще одним и, наверное, первоочередным предметом занятий Группы стратегического планирования. Это проблема привлечения инвестиций, о которой мы говорим постоянно, а делаем для ее решения меньше, чем следовало бы. Успехи, конечно, есть – проекты-«ветераны» «Очаково» и «Шлюмберже» известны каждому из присутствующих в этом зале. За последние годы к ним добавились десятки крупных проектов, сотни средних и малых. Каждый такой проект – новый вклад в «копилку» области, новые рабочие места, технологии, да и просто – новый уровень жизни. Однако, вот цитата из моего прошлогоднего послания: «Нам нужно перейти от индивидуальных, я бы сказал, ремесленных методов к выстраиванию четкой индустрии привлечения инвестиций». Удалось ли совершить такой переход? Будем честны: нет. И это – уже не наше конкурентное преимущество, а наш главный конкурентный недостаток. Если инвестиционная активность местного капитала зажата в слишком тесные рамки, а внешний зачастую проходит мимо области, направляясь в более привлекательные регионы, если состав крупных, «якорных» инвесторов расширяется, но крайне медленно, – значит, многое надо решительно менять. Да, «ручной режим» позволяет добиваться отдельных результатов – и я, конечно, гарантирую, мной будут приняты все необходимые меры для решения проблем фабрики «Заречье». Но «ручной режим» плох тем, что в его условиях усилия многих людей могут быть перечеркнуты ленью и безответственностью немногих – да даже одного человека. «Энергия бездействия», о которой писал Салтыков-Щедрин, – поистине страшная сила. Достаточно напомнить о печальных историях с несостоявшимся приходом «ИКЕИ» и «Кока-Колы», обошедшихся нам в миллиарды рублей упущенных прямых инвестиций. Мы сумели их привлечь, но не смогли удержать. Потому и нужна система не только стимулирования инвестиционной активности, обстановки наибольшего благоприятствования для каждого экономического субъекта, выдвигающего реалистичную, просчитанную инвестиционную инициативу, но и сопровождения реализации всех инвестпроектов.

Есть очевидные элементы, без которых такая обстановка немыслима. Это реконструкция аэропорта «Рощино», в большинстве случаев формирующего первое впечатление потенциального инвестора от нашего региона – и впечатление не самое выгодное. Причем я считаю, что дело не должно ограничиться косметическими улучшениями – следует стимулировать возникновение на базе «Рощино» целого блока инфраструктурных проектов (отеля, торгового центра, каргосклада), встроенных в общий план развития Тюмени как крупного, мультимодального транспортно-логистического узла. Наше географическое расположение – тоже конкурентное преимущество, пока использующееся в явно недостаточной степени.

Еще один элемент такой системы – радикальное наращивание областного присутствия в федеральном, да и в мировом информационном пространстве. Нам необходим медиаплан, обеспечивающий постоянный поток позитивных новостей и взвешенных аналитических материалов из Тюмени, в частности в прессе, действительно читаемой инвесторами, – такой, как «Ведомости», «Коммерсантъ», «Эксперт», авторитетные зарубежные издания. Нам необходимо регулярное создание событийных поводов, в том числе в виде ярких мероприятий высокого уровня: выставок, конференций, конгрессов, форумов. Причем в качественном исполнении, которое способны обеспечить профессиональные компании-операторы с сертифицированной международной квалификацией. Первичные площадки для такой активности есть – «Тюменская ярмарка», технопарк, инновационный центр. Но и проект международного  Экспоцентра в Тюмени должен быть реализован в самом ближайшем времени – деньги положат только на заботливо подготовленное блюдечко.

Но главное, что нам требуется – адекватная институциональная и нормативная среда, поддерживающая инвестиционную активность. Пора перейти к практической проработке вопроса о создании Инвестиционного агентства Тюменской области. Его функционалом станет комплексное сопровождение инвестиционных проектов на основе единого регламента работы с инвесторами, определяющего алгоритм поведения всех уполномоченных органов, устанавливающего жесткие сроки совершения каждого административного действия, а также внятно, исчерпывающим образом прописанные условия отказа от их совершения. Думаю, что целесообразным решением станет передача в управление Инвестиционному агентству всех созданных нами ранее структур соответствующего профиля, деятельность которых пока не всегда носит скоординированный характер: Фонда поддержки и развития предпринимательства, Центра содействия предпринимательским инициативам, Гарантийного фонда, Фонда микрофинансирования, бизнес-инкубатора, Центра развития экспорта и инвестиций, а также функцию формирования инвестиционно-промышленных площадок, которые, кстати, должны появиться во всех муниципальных образованиях области. Специально подчеркну: агентство – не столько бюрократическое учреждение, сколько отряд инвестиционных уполномоченных или, как иногда говорят, инвестиционных офицеров, основная миссия и персональная ответственность которых – преодоление всех административных барьеров на пути от выдвижения бизнес-проекта до его реализации. Причем помощь должна оказываться не только и даже не столько крупному бизнесу, как правило, располагающему достаточными собственными ресурсами, сколько среднему и малому, то есть тому, который и формирует основной объем живой экономической активности в муниципалитетах региона. Идея создания такого института была выдвинута федеральным Агентством стратегических инициатив и поддержана В. В. Путиным. Регион, который первым ее осуществит, получит серьезное конкурентное преимущество.

Однако проблема инвестиций не сводится исключительно к деньгам. В современном мире главный вид капитала – не финансовый, а человеческий, социальный. Прежде всего человеческий капитал мы должны всемерно наращивать количественно и совершенствовать качественно. И на этом я хотел бы остановиться особо.

Мы часто повторяем: «Люди – наше главное богатство», и это, конечно, чистая правда. Но надо учитывать, что люди меняются. Нынешняя молодежь, о которой мы привыкли говорить как об абстрактной социологической категории, – это совершенно иная генерация, выросшая уже в новой России, с непривычным составом ценностей и установок. Главный запрос на модернизацию исходит сегодня именно от молодежи, и если он не будет удовлетворен здесь, на тюменской земле, новое поколение, и в особенности его активная, креативная часть, найдет способы удовлетворить его в других местах. Тогда о конкурентоспособности региона можно будет забыть. Этого нельзя допустить. Поэтому я предлагаю взглянуть на нашу жизнь и наши задачи через эту призму, то есть оценить, в какой мере условия человеческого существования в Тюменской области обеспечивают увеличение ее социального капитала. Уверен – здесь есть колоссальные неиспользованные резервы.

Известно, что главное дело молодежи – образование. Тюменским образованием мы вполне обоснованно гордимся: самоотверженный труд наших педагогов, от школ до университетов, приносит поистине драгоценные плоды. Но во взаимодействии этой сферы с другими социальными подсистемами есть некоторые тревожные моменты, и закрывать на них глаза недопустимо. Ведь не случайно, что во многих экспертных исследованиях в качестве чуть ли не главной проблемы всех отраслей областной экономики упорно называется кадровая.

О дефиците молодых профессионалов во весь голос говорят и аграрии, и строители, и промышленники, и работники сервиса всех его видов. Да и мы, управленцы, остро ощущаем тот же кадровый голод. Конечно, тут есть значительная доля ответственности самой молодежи – не секрет, что многие молодые люди при выборе специальности обучения ориентируются не столько на профиль дальнейшей трудовой деятельности, сколько на финансовую доступность и вероятность поступления, а то и видят в продолжении обучения после школы всего лишь статусные преимущества или возможность отложить переход во «взрослую жизнь». Но это значит только то, что наши подходы и к формированию карьерных мотиваций молодежи, и к превращению образования в реально действующий социальный лифт нуждаются в пересмотре. Прежде всего это относится к профессиональному образованию – и к высшей школе, и к средним специальным учебным заведениям. Если раньше образование лишь следовало за нуждами работодателей, и не всегда с достаточной скоростью, то теперь оно, став решающим фактором конкурентной борьбы, должно гораздо более плотно интегрироваться в реальное производство материальных и идеальных ценностей.

О чем идет речь?

О формировании целого веера кадровых стратегий, адаптированных для нужд предприятий разного масштаба и возрождающих изрядно подзабытую нами систему ранней профессиональной ориентации.

О разработке и внедрении – в самом тесном контакте с работодателями – программ подготовки специалистов для всех отраслей региональной экономики, в том числе предусматривающих непосредственное включение предпринимателей в учебный процесс. Мало того, что никто не может дать лучшие практические знания, чем сам практик – не менее важна наглядная демонстрация «живых» примеров успеха.

О дальнейшем развитии стажерских площадок, предоставляющих учащимся и студентам возможности работы с современным оборудованием и участия в реальном технологическом процессе.

Многое из названного уже делается. Но судить об этих делах можно только по результатам – а они пока недостаточны. При всех достижениях профессионального образования региона его дальнейшее развитие невозможно, пока каждое учебное заведение не ответит на главный вопрос – чей кадровый заказ оно выполняет, с кем выстраивает частно-государственное партнерство в интересах развития экономики области?

Конечно, потребуются и институциональные перемены. Прежде всего поэтому предметом нашей неослабевающей заботы является проект создания Западно-Сибирского федерального университета, призванный не только аккумулировать значительный интеллектуальный потенциал региона, но и нацелить его на самые актуальные задачи, стоящие перед областью. Уверен, что обновленный университет должен стать не только «фабрикой мысли», но и мощным мотором нашего развития.

Аналогичным образом мы должны смотреть и на другие аспекты нашей социальности.

Именно потребностями нового поколения задаются критерии оценки состояния нашей медицины. Ввод в эксплуатацию нового корпуса областного перинатального центра, реновация межрайонных перинатальных центров, их дооснащение суперсовременным оборудованием – все это предназначено прежде всего для молодых людей, все это должно убедить их в том, что Тюменская область способна обеспечить им необходимые гарантии для долгосрочного планирования жизненных стратегий. Но и здесь остро стоит кадровая проблема. При всем уважении к нашим органам управления здравоохранением и к нашей медицинской академии не могу не заметить, что их работа по обеспечению области, всех ее территорий квалифицированными врачебными кадрами нуждается в существенном улучшении. Именно тут – исток большинства трудностей: и с доступностью качественных медицинских услуг, и нехваткой врачей-специалистов, и очередями в поликлиниках. Устранение этих недостатков мы будем форсировать.

В сферах поддержки семьи, спорта и культуры ведется огромная и, бесспорно, полезная работа. Во всех них есть поводы для законной гордости. Это отсутствие очередей и на социальное обслуживание на дому, и на стационарное социальное обслуживание граждан пожилого возраста, ежегодный рост количества многодетных семей, сокращение количества разводов, значительные успехи в борьбе с социальным сиротством. Высокий удельный вес занимающихся физической культурой и спортом (почти в полтора раза больше, чем в среднем по России), стремительное обновление спортивной инфраструктуры (за два последних года введено в эксплуатацию более 50 объектов и сооружений), умножающееся количество принимаемых областью состязаний российского и мирового уровня. Наша филармония, совершившая в Тюмени целую «культурную революцию», наши библиотеки, и прежде всего областная научная библиотека, наши фестивали и творческие конкурсы. Все это прекрасно. Но и тут, с одной стороны, необходим постоянный пересмотр и обновление спектра предложений, его гармонизация с меняющимся социальным запросом; с другой стороны, поиск простых в реализации проектов, способных при минимуме затрат существенно улучшить качество жизни тюменцев, привлечь молодежь, положительно отразиться на имидже региона и, в конечном счете, повысить его конкурентоспособность.

Так мне представляется очень перспективной идея превращения Тюмени в «город бесплатного интернета»через организацию во всех ключевых его местах открытых точек беспроводного доступа в сеть – на Центральной площади, на Пешеходном бульваре, в Александровском саду, вокруг Моста Влюбленных, во всех высших учебных заведениях и библиотеках и т. д. То же самое необходимо сделать и в центрах всех муниципальных образований. Хотим мы этого или нет, но сегодня социальная активность все более перемещается в интернет. А значит, чтобы не потерять контакт с новой генерацией, мы должны следовать за ней – и даже опережать ее.

Коротко резюмировать предлагаемый мной взгляд на проблему совершенствования человеческого капитала нашей области можно так: задача не в том, чтобы в очередной раз как-то усилить молодежную политику в качестве отдельного блока политического управления. Изолированная от смежных сфер молодежная политика слишком часто не достигает своего объекта, осуществляется вхолостую, для отчетности. Задача в том, чтобы всю нашу политику сделать молодежной – да просто молодой. Задача в том, чтобы вовлечь в ее реализацию все властные и общественные силы, и прежде всего – активные группы в составе самой молодежи, в том числе неформальные, и даже такие, которые сейчас скептически настроены по отношению к любым формам организации. Задача в том, чтобы разбудить, структурировать и направить в верное русло ту энергию гражданского действия, без которой немыслима ни модернизация, ни конкурентоспособность.

Однако эта энергия должна быть по-настоящему самодеятельной в точном значении слова. Такой энергии нашему обществу не хватает, может быть, больше, чем чего-либо другого. Основываясь на личном опыте, скажу прямо: государственная власть находится под постоянным давлением мощного патерналистского запроса и вынуждена на него реагировать даже против своей воли. Между тем свободная, творческая конкуренция конструктивных и реалистичных гражданских начинаний есть главное условие возникновения в области широкой, многосоставной, но объединенной общими ценностями «коалиции социального успеха». Она и будет главной движущей силой тюменской модернизации. Власть может создать условия для такой конкуренции, и они нами в значительной степени созданы – Гражданский форум, городские общественные советы, недавно прошедшая первая (и не последняя) выставка социальных проектов общественных объединений и некоммерческих организаций. Однако кто-то должен воспользоваться этими условиями. Как говорил Махатма Ганди, «станьте сами той переменой, которую вы хотите видеть в мире». Наши двери открыты для всех неравнодушных тюменцев – входите смело!

Конечно, «коалиция успеха» может сложиться только в благоприятной, насыщенной стимулами и ресурсами для гражданской активности политической и управленческой среде. Конечно, мы будем продолжать модернизацию всей системы подготовки и принятия решений, будем искоренять склонность к рутинной работе по привычным лекалам, когда всякий новый вызов оказывает на часть аппарата буквально парализующее воздействие. Любое властное решение на всех уровнях должно готовиться в режиме постоянного гражданского диалога, расширенных конкурентных консультаций, в том числе с привлечением внешнего экспертного потенциала. Опять же – соответствующая инфраструктура в целом создана, консультативных площадок, советов, комиссий и штабов не счесть. Однако живого содержания в этих формах совершенно недостаточно. На один дельный совет приходится десяток выступлений в жанре «чего изволите?». Мне не это нужно; и области нужно не это. Не надо бояться споров и дискуссий – в том числе внутри властных органов. По словам апостола Павла, «надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные». Это и есть главное средство повышения качества принимаемых решений, минимизации их непредвиденных и нежелательных последствий, выработки грамотной тактики и эффективной стратегии развития и, самое важное, расширения социально-политической базы поддержки, в чем так остро нуждается курс на модернизацию.

Таким образом, главная наша сегодняшняя задача – верно распорядиться имеющимися ресурсами и шансами. Начинать с малого – и достигать великого. И – не бояться риска. Помните, как называется замечательный фильм, в основу фабулы которого легли реальные события жизни одного из титанов, преобразивших облик земли тюменской, – Фармана Салманова? «Стратегия риска». Конечно, не всякий риск оборачивается триумфом; но вовсе без риска триумф невозможен.

Я верю – мы не утратили способности следовать героическим образцам. Главный ресурс и гарантия наших нынешних достижений и будущих побед – исторически уникальный уклад социальной и культурной жизни области. Накопленные многими поколениями – от XVI до XX века, со времен освоения Сибири до героической эпохи строительства западносибирского нефтегазового комплекса – резервы пассионарности. Высокая социальная мобильность. Прочные, проверенные столетиями традиции межкультурного и межнационального сотрудничества – во имя общего дела, взаимообогащения социальным опытом, взаимопомощи и поддержки. Все это и есть фундамент создания в области качественной конкурентной среды, залог нашей конкурентоспособности. Все это надо не просто сохранить; все это надо развивать, умело применяя к реалиям XXI века. В том числе – делая ответственный политический выбор. Мы сделаем его четвертого декабря. Мы будем снова и снова делать его каждый день. И тогда каждый день станет днем тюменского успеха.

Спасибо – и за работу!

 
Время выполнения скрипта: 0,1373, запросов к базе: 5
ваш ip: 54.144.82.216