Администрация города Тюмени. ОФИЦИАЛЬНЫЙ ПОРТАЛ


  • Власть Город Тюмень Экономика и финансы Общество Информация Архив новостей Отправить письмо Поиск по сайту Карта сайта

История города

 

Пешеходный мост Тура

Что за богатый край сия Сибирь, 
что за мощный край.
Потребны еще века, но, когда она будет заселена,
она предназначена играть большую роль
в  анналах мира.
А.Н.Радищев

Тюмень – административный центр Тюменской области.

Заложен воеводами Василием Сукиным и Иваном Мясным в июле 1586 года на месте древ­него городища, столицы Тюменского хан­ства, находившейся рядом с татарским се­лением Чимги-Тура. В русских летописях XVI в. Тюменское ханство именовалось «Великой Тюменью». Тумэн (тюмян) на тюркских языках означает «низовье реки», «низменность». Этим же словом обозначалось и войсковое соединение в 10 тысяч человек племени. Название было взято русскими в качестве имени ново­го, первого в Сибири города.

Город Тюмень был заложен как форпост ос­воения Сибири и Дальнего Востока. В XVI и XVII веках основное население – служилые люди. В 1-й трети XVII века часто подвергался набегам ко­чевников, что нашло отражение в «Повес­ти о Таре и Тюмени» (1634). Через столе­тие после основания в Тюмени проживало около 2 тысяч человек. В октябре 1695 г. деревянный город сго­рел, после этого стало развиваться камен­ное строительство. Из каменных сооружений того времени сохранился комплекс зданий Троицкого монастыря.

В начале XVIII века Тюмень была крупным транзитным пунктом торговли, через город проходили торговые пути из Китая и всей Сибири в центр России. Широкое развитие получили куз­нечное, колокольное, мыловаренное производства. Тюмень славилась производством мебели и других изделий из дерева. В 1763 году здесь проживали 6593 человека, из которых 317 были ремесленника­ми. В этот период Тюмень получила известность выделкой кож. Их обрабатывали в маленьких мастерских, облепивших берег Туры. Кожу и изделия из неё везли на Ирбитскую ярмарку, поставляли в армию, продавали за границу.

К началу XIX Тюмень – значительный центр обрабатываю­щей промышленности. В 1836 г. в Тюмени был спущен пер­вый в Сибири пароход. Город становится одной из крупнейших в России баз речного су­достроения. Экономическое значение Тюмени с развитием пароходства и с постройкой в 1885 г. железной дороги возросло. В 1868 был основан пивоварен­ный завод Н. М. Давыдовской, тюменское пиво «Кульбахерское», «Экстра», «Кабинетное» и др. считалось лучшим на Урале, его отме­чали на международных выставках. Фрукто­вые напитки, изготовленные на основе мес­тной минеральной воды, получили золотые медали в Брюсселе и Мадриде. К концу XIX века в городе хорошо было развито судостроение. В 1913 г. в Обь-Иртышском бассейне ходило 191 паровое судно, 135 из которых были собраны в Тюмени. Развивались лесная, рыбная, консервная промышленность, ковроткацкое производство, гужевой транспорт. Хозяйственное значение Тюмени возросло со строительством в 1912 году железной дороги на Омск.

Современник писал о Тюмени, что «такой раз­нообразной промышленности мы не увидим ни в каком другом районе Сибири». К началу ХХ в. число жителей города достигло 30 тысяч и превзошло численность населения губернского Тобольс­ка. Тюмень была и крупным перевалочным пунктом для переселенцев и ссыльных, здесь находился приказ о ссыльных, регистрировавший и расселявший их по Сибири. В Тюмени насчитыва­лось 117 фабрик и заводов, в том числе 3 судо­строительные верфи, 2 паровые мельницы, 70 кожевенных заведений и другие предприя­тия. Промышленный рост Тюмени отрезал жи­лую застройку от берегов Туры и предопределил линейный характер развития города в направлении западных окраин и на юго-восток – к железной дороге.

С 1709 г. Тюмень входила в состав Сибирской гy6ернии, с 1782 – Тобольского наместничества, с 1796 – Тобольской гy6ернии. В 1918–22 гг. она была центром Тюмен­ской гy6ернии, в 1923–33 – центром Тюменского округа в составе Уральской области, в 1934 г. – центр обширной Объ-Иртьшской области, а в 1935–44 гг. – в составе Омской области. 14 августа 1944 года была образована Тюменская область с административным центром в Тюмени.

Открытие месторождений нефти и газа на территории области стало новой страницей в истории Тюмени.

В 1960–70-е среди тайги, болот и тунд­ры началось их освоение. В 1966 году начато стро­ительство железной дороги Тюмень–Тобольск–Cургут–Нижневартовск. В 1967 г. создано Тюменское управление гражданской авиации. Многие предприя­тия начали работать на нефтегазовый комп­лекс. Тюменские авиаторы доставляли гео­дезистов, топографов, геологов, буровиков, строителей разных специальностей и обо­рудование в самые труднодоступные точ­ки. Речники осваивали новые водные пути на многочисленных реках Западной Сибири. Тюмень стала ис­ходным и перевалочным пунктом по дос­тавке грузов на Север. В это время в городе постро­ены новые специализированные предприя­тия, проектные институты, высшие учебные заведения. В 1970 году на улицах Тюмени появился первый троллейбус, в 1973 открыт университет.

Современная Тюмень – это крупный промышленный центр, город науки, культуры и спорта. За последние годы город значительно преобразился. Возведены новые микрорайоны, построены автодороги, мосты, расширены улицы, вступила в строй новая ТЭЦ, старая переведена на природный газ.

Большая тюменская энциклопедия. – В 3 тт. Т. 3. Тюмень, 2004. С. 285 – 286


 
Время выполнения скрипта: 0,8287, запросов к базе: 14
54.198.42.213